Разделы сайта

Особенности и причины судовых пожаров

Практикой установлено, что основными причинами возникновения пожаров на судах являются:

· Нарушение пожарно-профилактического режима на судах, т. е. несоблюдение требований действующих документов по ППБ:

· халатность личного состава;

· нарушение противопожарной защиты;

· нарушение правил производства огневых работ;

· курение в неположенных местах;

· отступление от правил эксплуатации паровых котлов и электрооборудования;

· нарушение правил перевозки опасных грузов;

· нарушение ПЕЭ

· другие причины.

· Конструктивные недостатки судов.

· Умышленные поджоги.

Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:

· наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;

· наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высоких температур;

· быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа по ликвидации пожара;

· вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;

· большое количество электрооборудования и электрических цепей, обесточивание которых нарушает работу средств пожаротушения;

· ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;

· загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям. 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением.

Критическим сроком локализации пожара являются 15 мин, после чего разрастание пожара выходит из-под контроля.

Нарушение установленного режима курения.

Горящая сигарета имеет температуру около 500°С, что достаточно для воспламенения многих горючих материалов и особенно воспламеняющихся жидкостей.

На сухогрузном судне курение разрешено в каютах только при наличии пепельниц, курение в постели всегда чревато опасностью и поэтому должно быть исключено. На танкере курение разрешается в одном-двух помещениях, установленных приказом по судну. На химовозе не только курение, но и хранение спичек и табака разрешено только в специальном помещении. На газовозе курение запрещено полностью.

Запрещается курение на открытых палубах во время бункеровки и при перегрузочных операциях с воспламеняющимися и взрывоопасными грузами. Запрещается курение в машинных помещениях, в трюмах судна и кладовых, где хранятся горючие вещества. В иностранных портах курение на судне регламентируется портовыми правилами, о чем экипаж должен быть оповещен до захода в порт.

Небрежность при курении - причина многих пожаров на судах.

Самовозгорание

Свойством самовозгорания обладают некоторые материалы, применяемые в повседневных судовых работах, а также отдельные грузы.

Возможно самовозгорание ветоши, пакли, парусины, постельных принадлежностей, одеял и других абсорбирующих (поглощающих) материалов, хранящихся во влажном виде навалом, в тюках или связках. Вероятность самовозгорания сильно возрастает в том случае, если эти материалы пропитаны органическими, растительными маслами или животными жирами. Например, при хранении промасленной ветоши в теплом плохо проветриваемом помещении масло начинает окисляться, выделяется теплота, которая активизирует процесс окисления. Температура ветоши растет, она воспламеняется - возникает очаг пожара.

Самовозгоранию подвержены и некоторые грузы: уголь, кормовая мука, хлопок, рыбий жир, арахис, ткани всех видов, пропитанные лаком, и другие грузы.

Отмечены случаи самовозгорания промасленных металлических опилок и деревянных конструкций при длительном воздействии на них низкотемпературных источников теплоты. В начальной стадии дерево постепенно обугливается, а затем воспламеняется образовавшийся древесный уголь, температура воспламенения которого значительно ниже, чем у дерева. Металлические порошки магния, титана, циркония и кальция в присутствии воздуха и влаги быстро окисляются, в определенных условиях это может привести к самовозгоранию.

Перед укладкой на хранение все самовозгорающиеся материалы должны быть очищены и просушены.

Промасленную ветошь следует хранить в специальном металлическом ящике и своевременно удалять из машинного помещения.

Свежеокрашенную парусину нельзя хранить в сложенном виде или в плохо проветриваемом помещении.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное из раздела

Проектирование генератора гармонических колебаний
Генераторы гармонических колебаний представляют собой электронные устройства, формирующие на своем выходе периодические гармонические колебания при отсутств ...

Комплекс аппаратных средств для трансляции звукового сигнала на большие расстояния
Звук играет важную роль в жизнедеятельности человека. Каждый день мы слышим очень много разнообразных звуков, так же существует необходимость передават ...

Цифровой УКВ-приемник
В последние несколько лет заметна тенденция резкого сокращения сроков проектирования новых изделий при все возрастающих требованиях к их качественным характеристикам. Это ...