Разделы сайта

Особенности и причины судовых пожаров

Неисправность электрических цепей и оборудования

Судовое электрооборудование работает в тяжелых условиях: вибрация судна; влажный, пропитанный солью воздух; блуждающие токи, образующиеся в стальном корпусе. Неисправное электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара. Наиболее легко повреждается изоляция электрических кабелей, которая со временем становится хрупкой и растрескивается. При повреждении изоляции один оголенный провод может вызвать явление электрической дуги с любым металлическим предметом. При оголении обоих проводов может произойти короткое замыкание, что сопровождается выделением теплоты. Открытая электрическая лампочка при соприкосновении с горючим материалом может вызвать его воспламенение. Перегрузка электрической цепи вызывает нагрев проводов, что может привести к воспламенению изоляции. Особую опасность представляют временные электрические выводы («времянки»), особенно в жилых помещениях. При неисправном состоянии может наблюдаться искрообразование в коллекторах электрических машин и в пускорегулирующей аппаратуре.

Необходимо своевременно проверять и поддерживать сопротивление изоляции электрооборудования не ниже минимальных норм, установленных правилами эксплуатации.

При уходе из помещения все электронагревательные, осветительные приборы и телерадиоприборы должны быть выключены.

При перерывах в работе переносной электроинструмент следует выключать из сети.

Запрещается использовать нештатные предохранители.

Разряды атмосферного и статического электричества

Поражению молнией особенно подвержены конструкции, значительно возвышающиеся над палубой, - мачты, надстройки, антенны. На этих конструкциях резко возрастает напряженность электрического поля, и создаются условия для электрического разряда. Большую опасность грозовые разряды представляют для судов, перевозящих нефтепродукты и другие опасные грузы.

На судах применяют простую и надежную систему молниезащиты: на мачтах крепят стержневые молниеотводы, создающие зону защиты над всеми конструкциями судна.

Заряды статического электричества возникают при трении диэлектрика о металл или трении двух диэлектриков. В современном судостроении широко применяют различные синтетические материалы для изготовления узлов механизмов и отделки помещении, что создает условия для накопления значительных зарядов статического электричества. Накопление статического электричества вызвано движением газов, паров и пыли по вентиляционным каналам, жидкостей по трубопроводам и трением твердых веществ. Разность потенциалов статического электричества в судовых условиях может достигать 20-50 кВ, в то время как электрический разряд при разности потенциала 3 кВ может воспламенить большинство горючих газов.

Для предотвращения образования опасных зарядов статического электричества применяют заземление всех изолированных частей судового оборудования, а также трубопроводов и шлангов, предназначенных для перекачивания огнеопасных жидкостей.

Надежным средством защиты от разрядов атмосферного электричества являются молниеотводы, создающие зону защиты над всеми конструкциями судна. Во время грозы антенны судна должны быть заземлены.

Надежным средством защиты от разрядов статического электричества служит заземление.

Воспламенение горючих жидкостей и газов

На судах хранится большое количество горючих жидкостей: топливо для главных и вспомогательных дизелей, смазочные материалы; спирт, бензин и керосин для технических целей; лакокрасочные материалы и растворители. Широко применяемые в современных дизелях тяжелые топлива требуют многоступенчатого подогрева, что способствует испарению легких фракций. Значительную часть горючих жидкостей хранят в специально оборудованных цистернах, некоторые виды хранят в переносных емкостях - бочках, бидонах, банках. При нагреве от источника теплоты горючие жидкости могут воспламеняться, а при определенных условиях - стать причиной взрыва.

Воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 43°С должны храниться в вентилируемых кладовых в специально оборудованных цистернах или металлических банках с плотными крышками.

Все утечки нефтепродуктов необходимо устранять немедленно во избежание их попадания на нагретые поверхности механизмов.

Подогрев нефтепродуктов в открытых цистернах допускается до температуры на 15°С ниже температуры вспышки.

В качестве бункерного топлива на суда можно принимать топливо с температурой вспышки не ниже 61°С.

Нарушение правил производства работ с применением открытого огня.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Интересное из раздела

Исследование блока усилителя промежуточной частоты изображения
Телевизор «Электроника Ц-432» - переносный телевизионный приемник цветного изображения - выпускается в настольном оформлении с различными вариантами отделки кор ...

Цифровая система автоматического управления
Необходимо спроектировать цифровую систему автоматического управления (ЦСАУ). Система должна принимать сигнал из датчика, который находит в диапазоне 0…24В. Задаю ...

Проектирование волоконно-оптических линий связи
Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) в настоящее время занимают заметное место в системах передачи информации как общегражданского, так и специализирован ...