Разделы сайта

Расчет схемы управления бланкирующими пластинами ЭЛТ

Для предотвращения появления на экране ЭЛТ линий обратного хода развертки используют импульсное управление яркостью свечения экрана. С этой целью можно запирать трубку на время формирования обратного хода или увеличивать яркость свечения на время рабочего хода. Для управления яркостью в данной ЭЛТ используют специальные дополнительные электроды (бланкирующие пластины). Электронный луч будет находиться в пределах экрана ЭЛТ при прямом ходе развертки, а по окончании прямого хода развертки луч отклоняется за пределы экрана.

Требуется спроектировать схему управления бланкирующими пластинами ЭЛТ, в которой в качестве ГЛИН используется рассчитанная раннее схема генератора с ПОС на ОУ с диапазоном разверток 1 мксч1 мс. Входной сигнал берем с выхода управляющего триггера ГЛИН.

Произведем оценку фронтов сигналов.

При заданных длительностях разверток минимальный фронт исследуемого сигнала

.(5.1)

Тогда фронт импульса подсвета должен удовлетворять условию

Фронт импульсов на выходе триггера управления ГЛИН можно оценить по скорости нарастания ОУ

.(5.2)

V - скорость нарастания ОУ, Umт - значение амплитуды на выходе триггера.

Таким образом, параметры входного сигнала удовлетворяют требованиям, предъявляемым к устройству управления бланкирующими пластинами ЭЛТ.

На рисунке 7 приведена схема управления бланкирующими пластинами ЭЛТ.

Рисунок 6 - Схема управления бланкирующими пластинами

Для построения схемы применяем ключевой каскад на высоковольтном транзисторе. Транзистор должен быть высокочастотным, с допустимым напряжением коллектор - эмиттер более 60 В, так как Uз ап.бланк.пл. = +60 В. В схеме применен ОУ, выполняющий роль фазоинвертора сигнала, поступающего с управляющего триггера ГЛИН. Сигнал, поступающий с выхода управляющего триггера имеет положительную полярность при формировании обратного хода развертки, а для запирания транзистора типа n-p-n на его базу необходимо подать импульс отрицательной полярности Þ на бланкирующие пластины будет подаваться напряжение +60 В Þ луч отклонится за пределы экрана.

Выбираем следующие номиналы сопротивлений R1 = R2 =100 кОм, тогда коэффициент усиления ОУ

.(5.3)

В качестве источника питания выбираем Е = +10 В. Поэтому даже при входном сигнале амплитудой 8 В, на выходе получим сигнал амплитудой равной питанию ОУ, т.е. 10 В.

Учитывая необходимые параметры, выбираем транзистор КТ605А, характеристики которого приведены в Приложении А.

Для повышения быстродействия используем ненасыщенный транзисторный ключ. Исходя из максимальной амплитуды сигнала, соответствующей полному запиранию ЭЛТ, выбираем напряжение коллекторного питания Ек = +60 В. Так как в режиме покоя транзистор должен находиться в открытом состоянии, близком к насыщению (Uкэ0 » 2 В), ток насыщения можно выбрать, задавшись допустимой мощностью, рассеиваемой на коллекторном сопротивлении R6. Пусть PR6 = 1 Вт, тогда

,(5.4)

.(5.5)

Ток базы

.(5.6)

Сопротивление резистора в базе

.(5.7)

Выбираем номинал R5 = 75 кОм.

Цепь R3-VD1-R4 обеспечивает ограничение выходного тока фазоинвертора, пропускание на базу VT1 только импульсов отрицательной (запирающей) полярности, а также понижение их амплитуды до значения напряжения база-эмиттер, допустимого для данного типа транзистора. Допустимый выходной ток микросхемы К154УД4 Im вых = 25 мА. Ток, потребляемый ключевым каскадом ГЛИН, равен 3,5 мА. Зададимся импульсным током делителя IвхZ = 1 мА, тогда для отрицательного импульса с амплитудой U-m = 10 В сопротивление делителя

Перейти на страницу: 1 2

Интересное из раздела

Конструкторско-технологическое проектирование функционального узла, расположенного на печатной плате
Основным элементом прибора является печатная плата (ПП), которая служит для объединения электронных компонентов и выполняет функцию несущей конструкции для ...

Автоматическая система управления
В настоящее время широко используются микропроцессорные устройства и системы. Их назначение и область применения очень велика. Так, различного рода микропроцессорные сист ...

Организация технологической железнодорожной связи
Дальнейшее повышение эффективности и качества грузовых и пассажирских перевозок требует максимального использования достижений науки и техники и широкого вн ...